Я практикую шмотье
или практика гардеробной осознанности
Речь пойдет об одежде. Но мы не будем обсуждать модные тенденции и социально одобряемые "параметры" женского/мужского тела. Категории красиво - не красиво, полезно - вредно, добро - зло и другие оценочные суждения в данной статье нам тоже не пригодятся.
Что действительно интересно


Что действительно интересно:
Может ли одежда стать практикой и повысить уровень телесной осознанности?
Можно ли развивать желаемые качества, находить нужные состояния, менять эмбодимент (качество телесной воплощенности) через одежду?
Как эмбодимент связан с нашей идентичностью и персональным стилем? И, наконец, может ли одежда стать практикой и повысить уровень телесной осознанности? (Далее уже больше про идентичность и проявленность/влияние на окружающих - Часть.2)
Мы пришли к выводу что может, и с радостью делимся идеями о том Как «практиковать» шмотье!

Может ли одежда стать практикой и повысить уровень телесной осознанности?
Прелюдия. В книге "Теплая чашка в холодный день. Как физические ощущения влияют на наши решения", автор книги психолог Тальма Лобель рассказывает, как реакции наших органов чувств на внешние раздражители подсознательно влияют на наше поведение и решения которые мы принимаем. В книге приведены данные об исследованиях и экспериментах на эту тему. О да! Как оказалось, это то чем люди интересуются и даже исследуют. Так что мы не одиноки, и что важно, в своих поисках можем опираться на существующие научные данные.

Большую часть жизни мы проводим в одежде. Это факт! И наша одежда становится безмолвным, пассивным спутником, ежесекундно сопровождающем нас на теле. Но таким ли уж безмолвным и пассивным?

С одной стороны, одежда, соприкасаясь с нашим телом, стимулируя тактильные ощущения: задавая определенную форму и давая дополнительный вес, влияет на нашу позу, дыхание, свободу, скорость и манеру движения. Как следствие, она может влиять на характер краткосрочных состояний: глубину дыхания, характер и вариативность движений, иногда походку - например в мини-юбка или грубые тяжелые ботинки, или формировать более длительный эффект на эмбодимент в целом.
С другой стороны, то, как мы ощущаем себя в теле, те паттерны, которым мы следуем в течении жизни, те "идентичности", которые мы присваиваем себе осознанно или бессознательно, могут влиять на выбор одежды.

Тут важно расставить несколько акцентов:
- Осознанность транслируемого мною образа здесь и сейчас. Какой образ я транслирую сейчас? За счет чего? Почему сегодня я выбрал именно такой набор шмоток из гардероба? Осознанность и рефлексия.
И да, таким образом одежда становится сообщением, которое мы транслируем в мир, не только повествуя свою историю жизни, но и проявляя свою позицию и актуальное состояние. Кто мы? Кем хотим казаться и как повлиять на окружение? Чего боимся? Что для нас важно? Что любим и в чем нуждаемся?

- Сильные и слабые стороны моего эмбодимента в социальном контексте.
Так ли уж верно знаменитое высказывание "Встречают по одежке..." ?
Видим ли мы только "одежку" или только эмбодимент при первой встрече с незнакомцем/кой?
Обращаем ли больше внимания на индивидуальность, не замечая одеяний? "Да на нее хоть мешок надень, все равно богиня!"
А может быть одежда ТАК гармонично дополняет эмбодимент человека, что одеяния и телесные паттерны складываются в единое воплощение, образ, стиль? (об этом наш рисунок).
Телесность может быть культурной, профессиональной, присваивать любые социальные атрибуты. Например, скорее всего, вы сразу распознаете в толпе военного человека, даже если он одет в штатское. А в чем секрет "итальянского мужчины", "ведь только итальянцы умеют тааак! носить белые рубашки". Ну и уж точно вы с легкостью узнаете соотечественников, отдыхая в других странах, и не только по сандалиям, надетым на носки)))

НЕ ВЕРЬТЕ нам на слово - ПРОВЕРЬТЕ:
Прямо сейчас, отвлекитесь на минуту от текста, и попробуйте ощутить то что на вас надето.
Ощущаете ли вы на себе нижнее белье?
Ощущаете ли вы как ваша кожа соприкасается с тканью? Какова эта ткань на ощупь?
Чувствуете ли вы вес одежды?
Есть ли что-то что стесняет/утягивает ваше тело (ремни, резинки, пояс, манжеты)?
Как вы дышите в этой одежде?


На данном этапе наших "телесно-шмоточных" исследований, мы (не претендуя на абсолютное знание) предлагаем выделить основные характеристики одежды, которые оказывают влияние на эмбодимент человека. То есть, пока остановиться на взаимосвязи <одежда-тело>.
1. Цвет/принт

2. Форма и объем

3. Вес

4. Фактура/текстура

Как же с помощью этих четырех простых и очевидных характеристик мы можем поддержать формирование желаемого нам качества или даже ситуативно "управлять собой"?
Давайте посмотрим как эти характеристики меняются в контексте типологии стилей
на основе совмещения двух моделей: модели "Четыре стихий", которая прекрасна своей простотой, интуитивно и метафорически понятна даже ребенку И типологии, существующей в профессиональной среде имидж-мейкеров.

ЗЕМЛЯ
<КЛАССИК-ОРГАНИЗАТОР>

1. Простые, геометрические принты с заданной закономерностью (горох, полоска, клетка), принты "традиций" (шотландская клетка, "гусиная лапка", "флер де лис" и пр.). Нейтральные, чаще темные и приглушенные цвета натуральных/классических оттенков (коричневый, бежевый, серый, черный, темно синий, терракот).
2. Классические формы и силуэты. Простая и лаконичная форма, задающая определенные рамки и создающая ощущение аккуратности, четкой структуры и иногда даже безупречности. К примеру, ярко выраженная четкая форма плечевого пояса, талии (классический пиджак, прямые брюки, юбка-карандаш, ЕЩЕ И КАРТИНОК).
3. Натуральные ткани, скорее плотные, чем летящие.
4. Поскольку ткани классические и плотные, то скорее такая одежда будет добавлять веса. Тут также можно обратить внимание на аксессуары: портфели и сумки с четкой формой, вместительные и функциональные. Украшения могут быть как едва заметные в классической традиции, так и вообще отсутствовать или сводиться к геометрическому минимализму, сжимать и сковывать тело?!
5. Обувь которая придает устойчивость, держит форму и дополняет классический образ. Придает ощущения заземленности, собранности и структурированности. Это могут быть туфли на плоском каблуке или с массивной подошвой, классические ботинки.
ВОДА
<УДОБСТВО, КОМФОРТ, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ>
  1. Яркие и приятные цвета естественной природной палитры.
  2. Мягкая, обтекаемая форма или вовсе бесформенность, многослойность, ниспадающие и текучие элементы одежды, ассиметричный кроя, Бохо или «как капуста»
  3. Мягкие и уютные ткани, которые не держат форму, трикотаж, вязаные и объемные, удобные и повседневные, например джинсы.
  4. Одежда обволакивает тело, создаётся ощущение комфорта и уюта, укутывания как в одеяло.
  5. Аксессуары: шарфы и шали, деревянные бусы и серьги из природных материалов (дерево, ракушки, зерна, семена, сушеные травы и тп). Обувь - удобная, в которой можно проходить долго - идеальный пример - кроссовки, кеды, мокасины
ОГОНЬ
<ДРАМА, СЕКС, ДОРОГОЙ ШИК>

  1. Яркие и броские, «дерзкие» цвета (красный, желтый, золотой и тп), эффект на контрасте, животные орнаменты.
  2. Аккуратный крой, подчеркивающий фигуру с акцентами (вырез, выточки). В разные модные эпохи берём образы, символизирующие сексуальность и нарочито привлекающие внимание, «на сцене».
  3. Вес - скорее легкие ткани, сливающиеся с естественными формами тела.
  4. Дорогие ткани, могут быть декоративными орнаментами или элементами. Кожа, бархат и тп. Плотно облегающие фигуру, блестящие
  5. Обувь по последней моде, гендерная (каблуки у женщин), может быть из блестящих материалов (лакированные и с декоративными элементами). Аксессуары - дорого и богато, золото и блеск, могут быть просто яркими на фоне. Перчатки, шляпы.
    ВОЗДУХ
    <РОМАНТИКА, ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ, ТЕАТР>

    1. Светлые цвета преобладают, могут быть яркие акценты в орнаментах, может быть с нежными пастельными элементами. Игривые версии классических орнаментов: горох, огурцы и другие хаотично-структурированные орнаменты.
    2. Разнообразие форм и объемов, может встречаться игра с контрастами, преувеличение нарочито, креативные сочетания. Летящие ткани, а также минимализм и футуризм.
    3. Вес - скорее легкий, летящий. Но в целом - скорее оправданный костюмом.
    4. Фактура и текстура - ? Дизайнерская скорее всего с интересными решениями.
    5. Обувь: каблуки и платформы, как у женщин так и мужчин. Аксессуары из стекла и прозрачных материалов, как легкие и едва заметные, так и объемные, производящие эффект.
    Конечно это всего лишь модель. И "чистых" стихий не бывает, границы всегда размыты и чаще это сочетание, микс качеств и проявлений. Но часто чему-то мы склонны отдавать предпочтение, а что-то менее выражено.

    Предлагаем небольшие ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - вопросы для рефлексии вашего образа и:

    1. Понаблюдайте одежды каких стихий у вас больше. Складывается ли из этих элементов одежды «чистый» образ одной из стихий или Какая преобладает? Какой недостаёт? Что этот набор говорит(может транслировать) о вас, ваших качествах окружающим?
    2. В каких контекстах вы предпочитаете одеваться в Огненном, Водной, Воздушном, Земляном стиле? И почему?
    3. Как Одежда влияет на ваш эмбодимент? А если попробовать по-другому, что-то изменится?Есть ли корреляция образов гардероба с определенными жизненными ситуациями? Например, на работу я хожу в классике, но вообще-то я воздушный драматик, люблю более яркие образы и с друзьями, на отдыхе одеваюсь именно так. Может быть образы входят в противоречие, а может быть это ваше осознанное решение.
    4. Есть ли связь между определённой стихией в вашем гардеробе с сезонами? Как меняется гардероб в зависимости от смены календаря? Какая стихия проявляется? Метафору элементов также можно наблюдать и в том Как вы одеваетесь? То есть планируете ли вы накануне то, что наденете завтра или спонтанно по настроению выбираете образ прям сутра и из-за этого опаздываете на работу.
      Made on
      Tilda